Вы ввели неправильно логин или пароль
Закрыть
Вы уже подписаны на рассылку
Закрыть
Спасибо за подписку! Не беспокойтесь, вы всегда можете отписаться от рассылки, выбрав соответствующую опцию в сообщении, рассылка не чаще одного раза в 2 недели
Закрыть
Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей
Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей

По данным недавно проведенного исследования, частота бронхиальной астмы у взрослых составляет 6,9%, а у детей и подростков – около 10%1, причем в раннем и дошкольном возрасте астма у мальчиков встречается чаще, чем у девочек2.

Словарик для родителей3

Глотка – начальная часть дыхательной и пищеварительной системы, полый мышечный орган, расположенный позади полости носа и рта. Проводит воздух из носа в гортань.

Гортань – соединяет глотку с трахеей и содержит голосовую щель и голосовые связки, участвующие в образовании голоса.

Трахея – полая трубка, состоящая из хрящевых полуколец и проводящая воздух из гортани в бронхи. Внизу разделяется на два бронха – левый и правый, подходящие к легким.

Бронх – продолжение трахеи, полые трубки, подходящие к правому или левому легкому и по мере продвижения вглубь легкого делящиеся на все более мелкие ветви (бронхиальное дерево). В самом конце бронхи делятся до бронхиол, окруженных альвеолами.

Легочные альвеолы — ткань легкого, представляющая собой пузырьки, открывающиеся в просвет бронхиол. В альвеолах поступающий из бронхиол воздух насыщает кислородом кровеносные сосуды, густо оплетающие стенки.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, характеризующееся аллергическим воспалением в слизистой оболочке бронхов и повышенной их чувствительностью к различным веществам и воздействиям. Все симптомы (свистящие хрипы, одышка, чувство заложенности в груди, кашель) появляются из-за временного сужения просвета бронхов и затруднения движения воздуха.

Почему же дети болеют чаще и в чем особенность течения заболевания у детей? Попробуем ответить на эти вопросы, для чего разберемся в особенностях строения дыхательной системы ребенка.

В целом наша дыхательная система – это не только легкие, но и верхние (нос и глотка) и нижние дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи, образующие бронхиальное дерево) – своеобразная система трубок, жесткость которых сохраняется с помощью хрящевых колец, изнутри выстланных слизистой оболочкой, и мышечных пучков. Дыхательные пути проводят воздух в ткань легких и наружу, очищая, увлажняя и согревая его. В самих легких происходит газообмен между воздухом и кровью (диффузия кислорода и углекислого газа) через стенки крошечных пузырей – легочных альвеол, которые пронизаны кровеносными сосудами3.

2

У детей дыхательная система имеет свои особенности в силу постоянного роста и созревания различных структур3–5:

  • Слизистая оболочка трахеи и бронхов нежная и богата кровеносными сосудами, а хрящевой каркас мягкий и легко сужает просвет бронхов.
  • В слизистой трахеи и бронхов находится много желез, которые вырабатывают обильный слизистый секрет – это обусловливает большую частоту и длительность кашля при различных заболеваниях.
  • Частота дыхания у детей выше, чем у взрослых, при этом дыхательный объем (объем вдыхаемого и выдыхаемого в покое воздуха) снижен. В процессе роста и развития легких их объем увеличивается к 8 годам в 8 раз, к 12 годам – в 10 раз, к 20 годам – в 20 раз (по сравнению с объемом легких новорожденного).
  • Потребность в кислороде у ребенка в 2 раза больше, чем у взрослого.
  • Узкий просвет бронхиального дерева, слабо развитый мышечный слой, значительное развитие кровеносных и лимфатических сосудов приводят к тому, что при астме затруднение дыхания вызывается не сужением бронхов (бронхоспазмом), а воспалением слизистой оболочки бронхов, ее отеком и чрезмерным выделением слизи.

Более узкие дыхательные пути, повышенный тонус мускулатуры бронхиального дерева и более высокий уровень иммуноглобулина E, участвующего в развитии аллергического воспаления дыхательных путей, способствуют повышенному риска развития астмы у мальчиков2. Да и в целом течение астмы у многих детей имеет свои особенности5:

  • У детей первого года жизни основными раздражителями, усиливающими реакцию организма, становятся пищевые аллергены (куриный белок, белок коровьего молока, пшеница и другие злаки, рыба, орехи, какао, цитрусовые, ряд других фруктов, ягод, овощей), бытовые аллергены (домашняя пыль и клещи), пыльца.
  • Бронхиальная астма у детей до 12 лет возникает в основном на фоне вирусной инфекции, которая и запускает патологические процессы.
  • Появлению типичных приступов астмы могут предшествовать атопический дерматит и аллергический ринит, острая аллергия на пищевые продукты, повторные респираторные инфекции с кашлем и затруднением дыхания.
  • В подростковый период тяжесть течения бронхиальной астмы нередко меняется: у кого-то приступы проявляются впервые, у кого-то наступает стойкая ремиссия. Часто приступ возникает на фоне физической нагрузки. Некоторые подростки начинают курить, отрицают необходимость лечения и регулярного наблюдения у специалистов, что затрудняет терапию астмы.

Какие симптомы должны насторожить родителя и стать причиной обращения к врачу5?

Кашель Повторяющийся или постоянный сухой кашель, который может обостряться ночью или сопровождаться свистящими хрипами или затруднением дыхания. Кашель возникает при контакте с аллергенами, ОРВИ, а также на фоне физической нагрузки, смеха, плача или при вдыхании табачного дыма
Свистящие хрипы Повторяющиеся свистящие хрипы, в том числе возникающие ночью и в ранние утренние часы на фоне воздействия аллергенов, ОРВИ, физической активности, смеха, плача, вдыхания табачного дыма или загрязненного воздуха
Затрудненное или тяжелое дыхание или одышка Возникает при ОРВИ, физической нагрузке, смехе или плаче, контакте с аллергеном
Снижение жизненной активности Ребенок бегает, играет и смеется менее активно, чем другие дети, быстрее устает при прогулке (просится на руки)
Личная или семейная история Аллергические заболевания (атопический дерматит или аллергический ринит), астма или аллергические проявления у ближайших родственников


Примечание. ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция.

Основная задача родителей – своевременное обращение за помощью, а специалисты в дальнейшем должны приложить все усилия для контроля симптомов астмы у ребенка и снижения числа обострений.

мне нравится 19
Array ( [TAGS] => [~TAGS] => [SHOW_COUNTER] => 629 [~SHOW_COUNTER] => 629 [ID] => 3596 [~ID] => 3596 [NAME] => Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей [~NAME] => Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [DETAIL_TEXT] =>

По данным недавно проведенного исследования, частота бронхиальной астмы у взрослых составляет 6,9%, а у детей и подростков – около 10%1, причем в раннем и дошкольном возрасте астма у мальчиков встречается чаще, чем у девочек2.

Словарик для родителей3

Глотка – начальная часть дыхательной и пищеварительной системы, полый мышечный орган, расположенный позади полости носа и рта. Проводит воздух из носа в гортань.

Гортань – соединяет глотку с трахеей и содержит голосовую щель и голосовые связки, участвующие в образовании голоса.

Трахея – полая трубка, состоящая из хрящевых полуколец и проводящая воздух из гортани в бронхи. Внизу разделяется на два бронха – левый и правый, подходящие к легким.

Бронх – продолжение трахеи, полые трубки, подходящие к правому или левому легкому и по мере продвижения вглубь легкого делящиеся на все более мелкие ветви (бронхиальное дерево). В самом конце бронхи делятся до бронхиол, окруженных альвеолами.

Легочные альвеолы — ткань легкого, представляющая собой пузырьки, открывающиеся в просвет бронхиол. В альвеолах поступающий из бронхиол воздух насыщает кислородом кровеносные сосуды, густо оплетающие стенки.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, характеризующееся аллергическим воспалением в слизистой оболочке бронхов и повышенной их чувствительностью к различным веществам и воздействиям. Все симптомы (свистящие хрипы, одышка, чувство заложенности в груди, кашель) появляются из-за временного сужения просвета бронхов и затруднения движения воздуха.

Почему же дети болеют чаще и в чем особенность течения заболевания у детей? Попробуем ответить на эти вопросы, для чего разберемся в особенностях строения дыхательной системы ребенка.

В целом наша дыхательная система – это не только легкие, но и верхние (нос и глотка) и нижние дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи, образующие бронхиальное дерево) – своеобразная система трубок, жесткость которых сохраняется с помощью хрящевых колец, изнутри выстланных слизистой оболочкой, и мышечных пучков. Дыхательные пути проводят воздух в ткань легких и наружу, очищая, увлажняя и согревая его. В самих легких происходит газообмен между воздухом и кровью (диффузия кислорода и углекислого газа) через стенки крошечных пузырей – легочных альвеол, которые пронизаны кровеносными сосудами3.

2

У детей дыхательная система имеет свои особенности в силу постоянного роста и созревания различных структур3–5:

  • Слизистая оболочка трахеи и бронхов нежная и богата кровеносными сосудами, а хрящевой каркас мягкий и легко сужает просвет бронхов.
  • В слизистой трахеи и бронхов находится много желез, которые вырабатывают обильный слизистый секрет – это обусловливает большую частоту и длительность кашля при различных заболеваниях.
  • Частота дыхания у детей выше, чем у взрослых, при этом дыхательный объем (объем вдыхаемого и выдыхаемого в покое воздуха) снижен. В процессе роста и развития легких их объем увеличивается к 8 годам в 8 раз, к 12 годам – в 10 раз, к 20 годам – в 20 раз (по сравнению с объемом легких новорожденного).
  • Потребность в кислороде у ребенка в 2 раза больше, чем у взрослого.
  • Узкий просвет бронхиального дерева, слабо развитый мышечный слой, значительное развитие кровеносных и лимфатических сосудов приводят к тому, что при астме затруднение дыхания вызывается не сужением бронхов (бронхоспазмом), а воспалением слизистой оболочки бронхов, ее отеком и чрезмерным выделением слизи.

Более узкие дыхательные пути, повышенный тонус мускулатуры бронхиального дерева и более высокий уровень иммуноглобулина E, участвующего в развитии аллергического воспаления дыхательных путей, способствуют повышенному риска развития астмы у мальчиков2. Да и в целом течение астмы у многих детей имеет свои особенности5:

  • У детей первого года жизни основными раздражителями, усиливающими реакцию организма, становятся пищевые аллергены (куриный белок, белок коровьего молока, пшеница и другие злаки, рыба, орехи, какао, цитрусовые, ряд других фруктов, ягод, овощей), бытовые аллергены (домашняя пыль и клещи), пыльца.
  • Бронхиальная астма у детей до 12 лет возникает в основном на фоне вирусной инфекции, которая и запускает патологические процессы.
  • Появлению типичных приступов астмы могут предшествовать атопический дерматит и аллергический ринит, острая аллергия на пищевые продукты, повторные респираторные инфекции с кашлем и затруднением дыхания.
  • В подростковый период тяжесть течения бронхиальной астмы нередко меняется: у кого-то приступы проявляются впервые, у кого-то наступает стойкая ремиссия. Часто приступ возникает на фоне физической нагрузки. Некоторые подростки начинают курить, отрицают необходимость лечения и регулярного наблюдения у специалистов, что затрудняет терапию астмы.

Какие симптомы должны насторожить родителя и стать причиной обращения к врачу5?

Кашель Повторяющийся или постоянный сухой кашель, который может обостряться ночью или сопровождаться свистящими хрипами или затруднением дыхания. Кашель возникает при контакте с аллергенами, ОРВИ, а также на фоне физической нагрузки, смеха, плача или при вдыхании табачного дыма
Свистящие хрипы Повторяющиеся свистящие хрипы, в том числе возникающие ночью и в ранние утренние часы на фоне воздействия аллергенов, ОРВИ, физической активности, смеха, плача, вдыхания табачного дыма или загрязненного воздуха
Затрудненное или тяжелое дыхание или одышка Возникает при ОРВИ, физической нагрузке, смехе или плаче, контакте с аллергеном
Снижение жизненной активности Ребенок бегает, играет и смеется менее активно, чем другие дети, быстрее устает при прогулке (просится на руки)
Личная или семейная история Аллергические заболевания (атопический дерматит или аллергический ринит), астма или аллергические проявления у ближайших родственников


Примечание. ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция.

Основная задача родителей – своевременное обращение за помощью, а специалисты в дальнейшем должны приложить все усилия для контроля симптомов астмы у ребенка и снижения числа обострений.

[~DETAIL_TEXT] =>

По данным недавно проведенного исследования, частота бронхиальной астмы у взрослых составляет 6,9%, а у детей и подростков – около 10%1, причем в раннем и дошкольном возрасте астма у мальчиков встречается чаще, чем у девочек2.

Словарик для родителей3

Глотка – начальная часть дыхательной и пищеварительной системы, полый мышечный орган, расположенный позади полости носа и рта. Проводит воздух из носа в гортань.

Гортань – соединяет глотку с трахеей и содержит голосовую щель и голосовые связки, участвующие в образовании голоса.

Трахея – полая трубка, состоящая из хрящевых полуколец и проводящая воздух из гортани в бронхи. Внизу разделяется на два бронха – левый и правый, подходящие к легким.

Бронх – продолжение трахеи, полые трубки, подходящие к правому или левому легкому и по мере продвижения вглубь легкого делящиеся на все более мелкие ветви (бронхиальное дерево). В самом конце бронхи делятся до бронхиол, окруженных альвеолами.

Легочные альвеолы — ткань легкого, представляющая собой пузырьки, открывающиеся в просвет бронхиол. В альвеолах поступающий из бронхиол воздух насыщает кислородом кровеносные сосуды, густо оплетающие стенки.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, характеризующееся аллергическим воспалением в слизистой оболочке бронхов и повышенной их чувствительностью к различным веществам и воздействиям. Все симптомы (свистящие хрипы, одышка, чувство заложенности в груди, кашель) появляются из-за временного сужения просвета бронхов и затруднения движения воздуха.

Почему же дети болеют чаще и в чем особенность течения заболевания у детей? Попробуем ответить на эти вопросы, для чего разберемся в особенностях строения дыхательной системы ребенка.

В целом наша дыхательная система – это не только легкие, но и верхние (нос и глотка) и нижние дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи, образующие бронхиальное дерево) – своеобразная система трубок, жесткость которых сохраняется с помощью хрящевых колец, изнутри выстланных слизистой оболочкой, и мышечных пучков. Дыхательные пути проводят воздух в ткань легких и наружу, очищая, увлажняя и согревая его. В самих легких происходит газообмен между воздухом и кровью (диффузия кислорода и углекислого газа) через стенки крошечных пузырей – легочных альвеол, которые пронизаны кровеносными сосудами3.

2

У детей дыхательная система имеет свои особенности в силу постоянного роста и созревания различных структур3–5:

  • Слизистая оболочка трахеи и бронхов нежная и богата кровеносными сосудами, а хрящевой каркас мягкий и легко сужает просвет бронхов.
  • В слизистой трахеи и бронхов находится много желез, которые вырабатывают обильный слизистый секрет – это обусловливает большую частоту и длительность кашля при различных заболеваниях.
  • Частота дыхания у детей выше, чем у взрослых, при этом дыхательный объем (объем вдыхаемого и выдыхаемого в покое воздуха) снижен. В процессе роста и развития легких их объем увеличивается к 8 годам в 8 раз, к 12 годам – в 10 раз, к 20 годам – в 20 раз (по сравнению с объемом легких новорожденного).
  • Потребность в кислороде у ребенка в 2 раза больше, чем у взрослого.
  • Узкий просвет бронхиального дерева, слабо развитый мышечный слой, значительное развитие кровеносных и лимфатических сосудов приводят к тому, что при астме затруднение дыхания вызывается не сужением бронхов (бронхоспазмом), а воспалением слизистой оболочки бронхов, ее отеком и чрезмерным выделением слизи.

Более узкие дыхательные пути, повышенный тонус мускулатуры бронхиального дерева и более высокий уровень иммуноглобулина E, участвующего в развитии аллергического воспаления дыхательных путей, способствуют повышенному риска развития астмы у мальчиков2. Да и в целом течение астмы у многих детей имеет свои особенности5:

  • У детей первого года жизни основными раздражителями, усиливающими реакцию организма, становятся пищевые аллергены (куриный белок, белок коровьего молока, пшеница и другие злаки, рыба, орехи, какао, цитрусовые, ряд других фруктов, ягод, овощей), бытовые аллергены (домашняя пыль и клещи), пыльца.
  • Бронхиальная астма у детей до 12 лет возникает в основном на фоне вирусной инфекции, которая и запускает патологические процессы.
  • Появлению типичных приступов астмы могут предшествовать атопический дерматит и аллергический ринит, острая аллергия на пищевые продукты, повторные респираторные инфекции с кашлем и затруднением дыхания.
  • В подростковый период тяжесть течения бронхиальной астмы нередко меняется: у кого-то приступы проявляются впервые, у кого-то наступает стойкая ремиссия. Часто приступ возникает на фоне физической нагрузки. Некоторые подростки начинают курить, отрицают необходимость лечения и регулярного наблюдения у специалистов, что затрудняет терапию астмы.

Какие симптомы должны насторожить родителя и стать причиной обращения к врачу5?

Кашель Повторяющийся или постоянный сухой кашель, который может обостряться ночью или сопровождаться свистящими хрипами или затруднением дыхания. Кашель возникает при контакте с аллергенами, ОРВИ, а также на фоне физической нагрузки, смеха, плача или при вдыхании табачного дыма
Свистящие хрипы Повторяющиеся свистящие хрипы, в том числе возникающие ночью и в ранние утренние часы на фоне воздействия аллергенов, ОРВИ, физической активности, смеха, плача, вдыхания табачного дыма или загрязненного воздуха
Затрудненное или тяжелое дыхание или одышка Возникает при ОРВИ, физической нагрузке, смехе или плаче, контакте с аллергеном
Снижение жизненной активности Ребенок бегает, играет и смеется менее активно, чем другие дети, быстрее устает при прогулке (просится на руки)
Личная или семейная история Аллергические заболевания (атопический дерматит или аллергический ринит), астма или аллергические проявления у ближайших родственников


Примечание. ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция.

Основная задача родителей – своевременное обращение за помощью, а специалисты в дальнейшем должны приложить все усилия для контроля симптомов астмы у ребенка и снижения числа обострений.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 1344 [TIMESTAMP_X] => 19.04.2024 10:38:59 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 279 [WIDTH] => 410 [FILE_SIZE] => 132612 [CONTENT_TYPE] => image/png [SUBDIR] => iblock/d3b [FILE_NAME] => bw2imz2r91023midmqkq45zn4fuv79z6.png [ORIGINAL_NAME] => astma.png [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => ca1769c8d9fb039746bf3a4cfe2494b6 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/d3b/bw2imz2r91023midmqkq45zn4fuv79z6.png [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/d3b/bw2imz2r91023midmqkq45zn4fuv79z6.png [SAFE_SRC] => /upload/iblock/d3b/bw2imz2r91023midmqkq45zn4fuv79z6.png [ALT] => Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей [TITLE] => Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей ) [~DETAIL_PICTURE] => 1344 [TIMESTAMP_X] => 19.04.2024 10:38:59 [~TIMESTAMP_X] => 19.04.2024 10:38:59 [ACTIVE_FROM_X] => 2024-01-23 01:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2024-01-23 01:00:00 [ACTIVE_FROM] => 23.01.2024 01:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 23.01.2024 01:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [~LIST_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/osobennosti-stroeniya-dykhatelnoy-sistemy-i-techeniya-bronkhialnoy-astmy-u-detey/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/osobennosti-stroeniya-dykhatelnoy-sistemy-i-techeniya-bronkhialnoy-astmy-u-detey/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => osobennosti-stroeniya-dykhatelnoy-sistemy-i-techeniya-bronkhialnoy-astmy-u-detey [~CODE] => osobennosti-stroeniya-dykhatelnoy-sistemy-i-techeniya-bronkhialnoy-astmy-u-detey [EXTERNAL_ID] => 3596 [~EXTERNAL_ID] => 3596 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 23.01.2024 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => [SHOW_COUNTER] => 629 ) [PROPERTIES] => Array ( [info_code] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Лиценция [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => info_code [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38468 [VALUE] => Номер одобрения: RU-20186<br/>Дата одобрения: 21.02.2024<br/> Дата истечения: 20.02.2026 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Номер одобрения: RU-20186
Дата одобрения: 21.02.2024
Дата истечения: 20.02.2026 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Лиценция [~DEFAULT_VALUE] => ) [video_code] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Видео (ссылка на youtube, vimeo) [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => video_code [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео (ссылка на youtube, vimeo) [~DEFAULT_VALUE] => ) [info_moreInfo] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Источники [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => info_moreInfo [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38469 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <ol> <li>Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.</li> <li>Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.</li> <li>Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.</li> <li>Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.</li> <li>Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.</li> </ol> [TYPE] => HTML ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] =>
  1. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.
  2. Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.
  3. Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.
  4. Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.
  5. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.
[TYPE] => HTML ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Источники [~DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) ) [like_counts] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Кол-во лайков [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => like_counts [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38922 [VALUE] => 19 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 19 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Кол-во лайков [~DEFAULT_VALUE] => ) [TEST_ID] => Array ( [ID] => 41 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => ID теста [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TEST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => ID теста [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [info_code] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Лиценция [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => info_code [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38468 [VALUE] => Номер одобрения: RU-20186<br/>Дата одобрения: 21.02.2024<br/> Дата истечения: 20.02.2026 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Номер одобрения: RU-20186
Дата одобрения: 21.02.2024
Дата истечения: 20.02.2026 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Лиценция [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Номер одобрения: RU-20186<br/>Дата одобрения: 21.02.2024<br/> Дата истечения: 20.02.2026 ) [info_moreInfo] => Array ( [ID] => 18 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Источники [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => info_moreInfo [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38469 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <ol> <li>Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.</li> <li>Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.</li> <li>Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.</li> <li>Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.</li> <li>Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.</li> </ol> [TYPE] => HTML ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] =>
  1. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.
  2. Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.
  3. Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.
  4. Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.
  5. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.
[TYPE] => HTML ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Источники [~DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [DISPLAY_VALUE] =>
  1. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.
  2. Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.
  3. Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.
  4. Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.
  5. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.
) [like_counts] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2020-03-03 07:17:02 [IBLOCK_ID] => 3 [NAME] => Кол-во лайков [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => like_counts [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 38922 [VALUE] => 19 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 19 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Кол-во лайков [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 19 ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 3 [~ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 06.10.2023 14:34:43 [~TIMESTAMP_X] => 06.10.2023 14:34:43 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => astma-u-detej [~CODE] => astma-u-detej [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Астма и круп у детей [~NAME] => Астма и круп у детей [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 4 [~SORT] => 4 [LIST_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [~LIST_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/nosology/astma-u-detej/states/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/nosology/astma-u-detej/states/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/nosology/astma-u-detej/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/nosology/astma-u-detej/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/astma-u-detej/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/astma-u-detej/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 40da54dfecaab1f1a37c0ef8de0167ce [~TMP_ID] => 40da54dfecaab1f1a37c0ef8de0167ce [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статью [~ELEMENT_NAME] => Статью [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => картажизни.рф [~SERVER_NAME] => картажизни.рф ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [CODE] => bronchial [~CODE] => bronchial [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 100 [~SORT] => 100 [NAME] => Бронхиальной астмой [~NAME] => Бронхиальной астмой [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [~SECTION_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) ) ) [SECTION_URL] => /nosology/astma-u-detej/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Особенности строения дыхательной системы и течения бронхиальной астмы у детей [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) [LIKE_COUNTS] => 19 [MORE_INFO] =>
  1. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.
  2. Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.
  3. Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.
  4. Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.
  5. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.
[LIST_TAGS] => Array ( [0] => ) [CURR_SECTION_CODE] => bronchial [POPULAR] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 3599 [~ID] => 3599 [NAME] => Гормонофобия: обоснованы ли опасения родителей? [~NAME] => Гормонофобия: обоснованы ли опасения родителей? [TAGS] => [~TAGS] => [DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/gormonofobiya-obosnovany-li-opaseniya-roditeley/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/gormonofobiya-obosnovany-li-opaseniya-roditeley/ [SHOW_COUNTER] => 544 [~SHOW_COUNTER] => 544 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 16 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 16 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38479 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38479 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => gormonofobiya-obosnovany-li-opaseniya-roditeley [~CODE] => gormonofobiya-obosnovany-li-opaseniya-roditeley [EXTERNAL_ID] => 3599 [~EXTERNAL_ID] => 3599 [IBLOCK_SECTION_ID] => 94 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 94 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 ) [1] => Array ( [ID] => 3585 [~ID] => 3585 [NAME] => Небулайзер в терапии крупа у детей [~NAME] => Небулайзер в терапии крупа у детей [TAGS] => [~TAGS] => [DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/nebulayzer-v-terapii-krupa-u-detey/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/nebulayzer-v-terapii-krupa-u-detey/ [SHOW_COUNTER] => 1718 [~SHOW_COUNTER] => 1718 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 4 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 4 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38178 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38178 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => nebulayzer-v-terapii-krupa-u-detey [~CODE] => nebulayzer-v-terapii-krupa-u-detey [EXTERNAL_ID] => 3585 [~EXTERNAL_ID] => 3585 [IBLOCK_SECTION_ID] => 94 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 94 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 ) ) [SIMILAR] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 3488 [~ID] => 3488 [NAME] => Провоцирующие факторы бронхиальной астмы. Что необходимо знать? Что делать? [~NAME] => Провоцирующие факторы бронхиальной астмы. Что необходимо знать? Что делать? [TAGS] => [~TAGS] => [DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/provotsiruyushchie-faktory-bronkhialnoy-astmy-1/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/provotsiruyushchie-faktory-bronkhialnoy-astmy-1/ [SHOW_COUNTER] => 3707 [~SHOW_COUNTER] => 3707 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 17 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 17 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38915 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38915 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => provotsiruyushchie-faktory-bronkhialnoy-astmy-1 [~CODE] => provotsiruyushchie-faktory-bronkhialnoy-astmy-1 [EXTERNAL_ID] => 3488 [~EXTERNAL_ID] => 3488 [IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 ) [1] => Array ( [ID] => 37 [~ID] => 37 [NAME] => Что такое бронхиальная астма и почему она возникает? [~NAME] => Что такое бронхиальная астма и почему она возникает? [TAGS] => [~TAGS] => [DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/cto-takoe-bronhialnaa-astma-i-pocemu-ona-voznikaet-2/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /nosology/astma-u-detej/states/cto-takoe-bronhialnaa-astma-i-pocemu-ona-voznikaet-2/ [SHOW_COUNTER] => 564200 [~SHOW_COUNTER] => 564200 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 16 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE] => 16 [PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38913 [~PROPERTY_LIKE_COUNTS_VALUE_ID] => 38913 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => cto-takoe-bronhialnaa-astma-i-pocemu-ona-voznikaet-2 [~CODE] => cto-takoe-bronhialnaa-astma-i-pocemu-ona-voznikaet-2 [EXTERNAL_ID] => 37 [~EXTERNAL_ID] => 37 [IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1 [IBLOCK_TYPE_ID] => states [~IBLOCK_TYPE_ID] => states [IBLOCK_ID] => 3 [~IBLOCK_ID] => 3 [IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [~IBLOCK_CODE] => astma-u-detej [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 ) ) [NEXT] => Array ( ) [RECOMMENDS] => Array ( ) )
Больше материалов по темам
Источники:
  1. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. 2021.
  2. Гуцуляк С.А. Бронхиальная астма у детей: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2020.
  3. Буланкина И.А. Дыхательная система человека: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010.
  4. Решетник Л.А., Птичкина О.И., Прокопьева О.В., Парфенова Е.О. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания, кровообращения, кроветворения, пищеварения, мочеобразования: учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017.
  5. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. 6-е издание. М.: МедКом-Про, 2021.
свернуть